ОВЗ

Локальные акты для обучающихся детей с ОВЗ

Положение об организации обучения детей, находящихся на длительном лечении.docx

Положение о психолого - педагогическом консилиуме.docx
Положение об индивидуальной образовательной программе.docx
Положение о системе оценки обучающихся с ОВЗ.docx
Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ОВЗ.docx
Положение об организации обучения на дому.docx
Положение об организации обучения лиц с ОВЗ.docx
Положение о разработке и реализации АОП.docx

Положение_о_разработке_и_реализации_АООП_соответствующего_уровня_образования_для_обучающихся_с_ОВЗ.docx

 

Методические пособия для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям

https://ikp-rao.ru/wp  content/uploads/2024/02/Zdorovesberegajushhie_usloviya_obucheniya_rebenka_s_OVZ_sovety_roditelyam.pdf

Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития

https://ikp-rao.ru/wp content/uploads/2024/02/Vospitanie_v_shkole_i_doma_v_pomoshh_roditelyam_rebenka_s_trudnostyami.pdf

Родительские трудности взрослеющих детей: методические рекомендации родителям подростков с задержкой психического развития

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Roditelskie_trudnosti_vzroslejushhih_detej_metodicheskie_rekomendacii.pdf

Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Pedagogicheskaya_pomoshh_detyam_doshkolnogo_vozrasta_s_kompleksnymi.pdf

Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Formirovanie_vremennyh_predstavlenij_u_doshkolnikov_s_narusheniem.pdf

Заикание. Что делать

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Zaikanie.-Chto-delat.pdf

Методические пособия для специалистов

Организация образования обучающихся с ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Коррекционно-педагогические технологии в комплексной абилитации и реабилитации младенцев с ТМНР: методическое пособие

Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР

Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации

Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР)

Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями зрения

Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями слуха

Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с ТНР в ОО

Формирование жизненных компетенций у школьников, подростков с РАС

Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с ЗПР

Социализация подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Методические рекомендации для педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ с применением компьютерных инструментов

Ресурсы семей, воспитывающих детей с различными ограничениями в состоянии здоровья (Москва,2022г)

Реализация принципов ранней помощи в условиях дистанционного консультирования семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ (Москва,2022г)

Опыт использование подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи (Москва,2022г)

Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций (Москва,2022г)

Методические рекомендации по созданию и реализации воспитательной системы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (Москва,2022г)

Маршрутизатор образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС (ФРЦ Аутизм)

Методическое пособие по вопросам совершенствования дифференцированных форм организации общего образования и психологопедагогического сопровождения образования детей, проживающих в детских домахинтернатах «Особенности реализации общего образования детей с умственной отсталостью, проживающих в ДДИ»

 Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Наименование

Дата

Номер

Обзор

1.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

28.09.2020

№ 28

Санитарные правила вводятся в действие с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.

Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихсяя с ограниченными возможностями здоровья».

2.

Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

31.07.2020

№ 373

С 2021 года устанавливается новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную (инклюзивноое обучение детей с ОВЗ) направленность. 

Приведены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.

Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

09.11.2015

№ 1309

Определён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идёт об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами.

Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации.

Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов. 

4.

Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

14.10.2013

№ 1145

Определены правила выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Свидетельство выдается под личную подпись выпускнику (его законным представителям, иному лицу на основании доверенности) в связи с завершением обучения не позднее 10 дней после даты издания распорядительного акта об его отчислении из образовательной организации. В образовательной организации ведется книга регистрации выдачи свидетельств.

Бланки свидетельств хранятся как документы строгой отчётности. Свидетельства, не полученные выпускниками в год окончания образовательной организации, хранятся до их востребования. До выдачи свидетельства заполненный бланк должен быть проверен на точность и безошибочность внесенных в него записей. Бланк, составленный с ошибками или имеющий иные дефекты, внесенные при заполнении, подлежит замене. 

Образовательная организация выдает дубликат свидетельства в случае его утраты, порчи (повреждения), обнаружения ошибки, смены фамилии (имени, отчества) выпускника. Решение о выдаче или об отказе в выдаче дубликата принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Приведён образец свидетельства об обучении.

5.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

31.12.2015

№ 1578

Скорректирован ФГОС среднего общего образования. Уточнены требования к результатам освоения предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки». Русский язык, литература, родной язык, родная литература выделены в отдельные учебные предметы.

Скорректированы требования к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов. Определены требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

31.12.2015

№ 1577

Скорректирован федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Установлено, что должны отражать личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями (глухих, слабослышащих, позднооглохших; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра).

Предметная область «Филология» заменена на область «Русский язык и литература». В содержании при этом сделан упор на формировании именно российской гражданской, этнической и социальной идентичности.

Прописано освоение альтернативных средств коммуникации лицами с ограниченными возможностями.В стандарт введены предметные области «Родной язык и родная литература» и «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Предметная область «Естественно-научные предметы» заменена на область «Математика и информатика». Сокращён объём информации, отражаемой в рабочих программах. Теперь это только результаты освоения, содержание предмета, курса, тематическое планирование.

7.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

31.12.2015

№ 1576

Скорректирован федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Название предметной области «Филология» изменено на «Русский язык и литературное чтение».

Установлены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Иностранный язык».

Скорректирован перечень обязательных предметных областей и основных задач реализации их содержания. В него включаются 3 новые предметные области. Это русский язык и литературное чтение; родной язык и литературное чтение на родном языке; иностранный язык.

Устанавливается, что рабочие программы учебных предметов, курсов, в т. ч. внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Указанные программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. При этом должны учитываться программы, включённые в её структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему. 

8.

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

11.03.2016

№ ВК-452/07

Подготовлены методические рекомендации по внедрению федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обозначены основные ступени введения стандартов: создание рабочей группы по сопровождению внедрения, анализ требований к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; разработка необходимой документации; подготовка каждого члена педагогического коллектива через повышение квалификации; разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения; мониторинг готовности к введению стандартов; информирование родителей об особенностях и перспективах обучения детей.

В рекомендациях освещены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов. Обозначены права и обязанности родителей. Определены особенности реализации стандартов в условиях специальной (коррекционной) школы. Приведены практические примеры и опыт работы экспериментальных площадок.

9.

Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

10.02.2015

№ ВК-268/07

Разъясняется, что Центры вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Образовательная деятельность, реализуемая Центром, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Центр, осуществляющий образовательную деятельность, является образовательной организацией. Составлены методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

10.

Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»

Часть 1 документа PDF 

Часть 2 документа PDF

Часть 3 документа PDF

Часть 4 документа PDF

19.02.2016

№ 07-719

Составлены методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации стандартов образования слепых и слабовидящих детей.

Предусмотрено перераспределение содержания учебного материала по предметам «Изобразительное искусство и тифлографика», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Русский язык».

Современные подходы к специальной адаптации содержания образования требуют ориентации материала, представленного в учебниках, используемых в настоящее время в обучении слепых и слабовидящих в начальной школе, на особые потребности лиц.

Для групп слепых и слабовидящих, не имеющих нарушений интеллектуального развития, но не достигших необходимого для успешного обучения уровня общего развития и развития компенсаторных механизмов и способов деятельности, специальная адаптация содержания образования должна обеспечивать, с одной стороны, сохранность «цензового» характера образования, с другой, – приспособление учебного материала к особым потребностям, имеющимся у данной группы детей.

11.

Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»

20.08.2014

№ ВК-1748/07

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вправе получать образование в соответствующих организациях, которые разрабатывают адаптированные образовательные программы. Основой служат примерные основные образовательные программы. Программы реализуются в соответствии с требованиями федеральных стандартов.

Адаптированные программы являются предметом госаккредитации. Они должны формироваться с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью не предполагается освоение уровня основного общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

Лицам с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении. Оно не является документом об образовании, поскольку не проводится государственная итоговая аттестация. Однако свидетельство дает право пройти профподготовку по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

12.

Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов» (вместе с «Разъяснениями о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками»)

26.05.2014

№ ВК-1048/07

Разъясняется порядок получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах (ДДИ) для умственно отсталых детей и детей-интернатах для детей с физическими недостатками.

На основе нормативных документов представлены модели организации получения образования, в том числе дополнительного образования, воспитанниками ДДИ (в ОО, реализующих АООП; в условиях ДДИ).

Консультативную помощь ДДИ оказывают ПМПК и ОО, осуществляющие обучение по АООП. Органам управления образованием и органам социальной защиты населения субъектов РФ рекомендуется принять меры по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для воспитанников ДДИ посредством зачисления всех детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, в образовательные организации, обеспечения учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработки адаптированных образовательных программ, учебных планов, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ДДИ и образовательных организаций по вопросам образования воспитанников ДДИ.

13.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

19.12.2014

№ 1598

Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям её реализации и результатам освоения.

Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.

Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы.

Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Лица, зачисленные до этой даты для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения.

14.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

19.12.2014

№ 1599

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Он касается обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

АООП разрабатывается на основе стандарта с учётом особенностей указанных групп обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) в рамках семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 01.09.2016. Лица, зачисленные до 01.09.2016 для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения

.