ОРКСЭ

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ

 

·       Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) ...>>  

 ·       Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 №45-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ) ...>>  

 ·       Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 “О направлении методических материалов ОРКСЭ” ...>> 

 ·       Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» ...>> 

 ·       Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2012г. № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» ...>> 

 ·       Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» ...>>  

 ·       Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» ...>>  

 https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711607258&tld=ru&lang=ru&name=Методические-рекомендации-ОРКСЭ-ОДНКНР-2022-2023-обновленные-

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».

Положение об оценивании ОРКСЭ.docx

                                                                01.04.24г – 10.04.24г.прием заявлений родителей (законных представителей)

о выборе модуля комплексного курса ОРКСЭ

                                                                                            Введение курса ОРКСЭ в 2023-2024 уч.году

Информация для родителей

о преподавании в 4-х классе образовательной организации
комплексного учебного курса
"Основы религиозной культуры и светской этики"

 В 2024-2025 учебном году нынешние третьеклассники приступят к изучению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ»).

Учебный курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года.

Курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно- воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

1. Основы православной культуры;

 2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

 5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

 Выбор модуля ОРКСЭ — право родителей (законных представителей) обучающихся. Выбор подтверждается заявлением родителя (законного представителя), заверенного личной подписью родителя (законного представителя).

 Родителям необходимо выбрать только один модуль из шести предложенных. 

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Предмет ведется учителем, успешно прошедшим курсы повышения квалификации по данному предмету.

На родительском собрании представлено содержание каждого из указанных модулей, родители смогли получить ответы на вопросы.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

  Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.     

      Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя, прошедшие специальную подготовку.

     Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

      В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

      Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

      Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

     Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы сможете получить ответы на все интересующие вопросы.

      Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Специалисты, разработавшие новый учебный курс, дают родителям школьников практические советы:

·       настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка;

·       разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках;

·       воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;

·       не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей;

·       не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает; главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни;

·       создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению  школьников, их родителей, учителей в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

 Основным руководством организации духовно-нравственного просвещения учеников 4 и 5 классов является письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015 года №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России», гдеМинобрнауки России разъяснило:

1. ОРКСЭ изучается в 4 классе в течение 34 часов (1 час в неделю). Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ, предполагающий выбор модулей.

2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

 отдельный самостоятельный учебный предмет ОДНКНР в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

 иные учебные предметы, раскрывая духовно-нравственный потенциал каждого.